суббота, 23 сентября 2017 г.

"Искусственный интеллект" по версии справочника "Кто есть кто в робототехнике"

Существует и поддерживается миф о том, что обывателя слушать не нужно, и при этом, как правило, приводят в пример ситуацию со смертной казнью. Дескать, дай волю обывателям и они проголосуют за применение смертной казни, а этого допустить нельзя. Однако, эволюционный процесс естественного отбора не остановить, и глобальная компьютеризация неизбежно приведёт к замене парламентов (редко учитывающих пожелания простого человека) к практике электронных референдумов, результат которых будет иметь силу закона. И тогда, если большинство проголосует за мудрое решение - то это и будет коллективный разум. А если решение референдума окажется гибельным, то это будет коллективное безумие и этот народ исчезнет.
Именно поэтому человечеству требуется мозговой протез в виде искусственного интеллекта. Возьмём для примера уже упомянутую смертную казнь, которой постоянно добивается "коллективное бессознательное". В частности, порой раздаются требования вернуть в современное уголовное законодательство статью 93 прим УК РСФСР (хищение социалистической собственности в особо крупном размере), которая предусматривала для виновных смертную казнь. Утверждают что на практике эту статью применять не придётся: просто она, как дамоклов меч, должна нависать над теми, кто захочет украсть миллиарды, выделенные, скажем, на систему ГЛОНАСС или ракету "Протон" Тогда потенциальные жулики будут, отгоняя от себя вредные мысли, просто паять схемы, собирая вышеупомянутые аппараты. Но проблема в том, что аппетит приходит во время еды, и возникнет соблазн распространить понятие "в особо крупном размере" на что угодно (хотя даже в "социально справедливом" СССР высшая мера могла быть назначена при сумме хищения не менее 6 млн. рублей при средней зарплате в те годы 150-200 рублей - разница, характерная для стран самого дикого капитализма; некоторые считают, что если бы данная планка была снижена хотя бы до 60 тысяч рублей, то, возможно, СССР сохранился бы до сих пор). Поэтому нужна экспертная робототехническая система, которая объективно сможет определить размер особо крупного хищения на основе всестороннего анализа текущей ситуации (в частности, экспертная система должна определить, являются ли крупным преступлением такие явления, как картельное соглашение, монопольно высокие цены, олигополия, завышенный процент за кредит и т. п.). И только после этого смертную казнь за крупные экономические преступления можно будет рассмотреть в качестве основы Международного права.


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

РЕТРОСПЕКТИВА

Технологии голосования, применяемые некоторыми крупными московскими телекомпаниями, были рассмотрены на конференции РИГ «Фантазия». Эти технологии интересны тем, что базируются не на широкополосных телесетях, а на разновидности телефонных сетей, называемых «интеллектуальными». По определению, интеллектуальная сеть — это та, которая создается для оказания услуг, сугубо индивидуализированных. Предоставляются такие услуги посредством комплекса аппаратно-программных средств, называемых «интеллектуальной платформой». Теоретически такая платформа может быть организована, если переписать цифровой код обычной электронной АТС (представляющей из себя, по сути, компьютер), но практически это трудновыполнимо. Поэтому была создана специальная сетевая архитектура, реализующая отделение интеллектуальной среды от коммутирующего оборудования. Такая архитектура предусматривает, что для управления системой в перспективе можно обойтись без компьютера, терминала и прочей лабуды — достаточно обычного абонентского телефонного аппарата. В частности, современные технологии распознавания и синтеза речи позволяют абоненту, набравшему номер сервис-провайдера, задать определенный вопрос и получить машиносинтезированный ответ на него либо подтверждение о принятии заказа (например, на показ видеофильма). Как и что отвечать — решает сама система: в ее базе данных хранятся все сценарии обработки вызова. Причем составной частью сценария является то, что по номеру телефона из БД вызываются все минимально необходимые сведения об абоненте — как для того, чтобы сориентироваться, кто он и зачем звонит, так и для того, чтобы убедиться в его платежеспособности.
Одной из вышеупомянутых услуг интеллектуальной сети и является телеголосование. В этом случае телекомпания выступает как информационный провайдер, заказывающий данную услугу техническому провайдеру (например, «МТУ-Информ»), а уж тот заботится о сборе оплаты, изготовлении картинки голосования (представляющей из себя Интернет-страничку в которой ведущий ТВ-программы проставляет параметры голосования). Также технический провайдер обеспечивает высокую пропускную способность (зафиксированный рекорд в Москве — около 70 тыс. звонков за час) и устойчивость системы в условиях взрывного характера нагрузки. Сегодня, в ситуации низкой платежеспособности населения, нагрузка не так велика, особенно при междугородной связи, но впоследствии, чтобы организовать репрезентативное телеголосование на федеральном уровне, данные можно будет обрабатывать в каждом регионе, а в центр давать готовую картинку, из совокупности которых сложится итоговая картинка.
Единственное, что нас смутило в этой истории — наличие БД, собирающей сведения о каждом абоненте: хотя разработчики и гарантируют «тайну вкладов», но ведь технически нет препятствий, чтобы система запоминала, кто как голосует, и сообщала кому следует. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 2, 2000 г. 

Обратная связь с избирателями по принципу, который можно заложить в основу аудиовидеокодекса, была проанализирована на конференции «Internet и политика», организованной РИГ «Фантазия». Представители фонда «Информатика для демократии» рассказали о результатах общественного Интернет-мониторинга хода выборов-2000, осуществлявшегося с одобрения Центризбиркома.
Была составлена структурированная БД законов, имеющих отношение к выборам, БД дополнили инструкцией по контролю за выборами для зарегистрированных участников (всего на выборах-2000 зарегистрировались 250 участников из 55 регионов) и протоколами для сообщений о событиях и нарушениях (пришло 500 сообщений о событиях и 300 о нарушениях). Заметив нарушение, участник (индивидуальный наблюдатель или представитель организации) обращается к БД законов, которая на сайте структурирована таким образом, чтобы наблюдатель смог самостоятельно классифицировать замеченное нарушение и занести его в соответствующий раздел. Конечно, если наблюдатель испытывает затруднение с классификацией, ему на помощь приходит администратор системы. Очевидно, что (если рассматривать ситуацию в разрезе тематики «ТКТ») каждый телезритель может таким образом фиксировать нарушения (и, соответственно, доводить их до сведения «ИнДема») в работе телерадиокомпаний в периоды избирательных кампаний.
Одним из результатов проекта явились анализ действия и ревизия избирательного законодательства на основе выявленных противоречий и пробелов. Если же говорить о более жестком, нежели сегодня, влиянии избирателей на уже избранных политиков, то в этой связи на конференции рассматривалась концепция «интерфейсов воздействия», определяемая степенью компьютеризации общества. В США, например, эта степень достаточна, чтобы можно было внедрять методы power soft — но и у нас старинное название факультета «мехмат» стали трактовать более современно: механический инфорсмент математического обеспечения. Крайняя степень такого инфорсмента описана в рассказе Шекли «Билет на планету Транай»: в Гражданской приемной установлен шит с кнопками, и нажатием той из них, которая соответствует фамилии какого-либо госчиновника, любой гражданин мог взорвать висящую у него на шее радиоуправляемую бомбу — тем самым наказав чиновника за коррумпированность. Интересно, что один из следующих проектов фонда «ИнДем» как раз и посвящен борьбе с коррупцией посредством информатизации. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 6, 2000 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.